Шишкин, считая рисунок главным источником и средством познания натуры, был неутомимым рисовальщиком. Он оставил нам десятки тысяч рисунков. Еще во время учебы Шишкина в Академии его рисунки пером, по его собственным словам, “произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела”.
Рисунки, созданные во время пенсионерской командировки в Германии, покупал Дюссельдорфский музей. Шишкин рисовал с натуры, по памяти, по фотографии, пробовал себя в разных техниках. Четкий, строгий и тщательный реалистический рисунок лежит в основе всех его живописных картин – это неопровержимо подтвердило их исследование в инфракрасных лучах.
В 1880-х годах художник часто рисовал графическим карандашом и соусом, сепией и углем, стремясь адекватно передать световоз-душную среду, смягчить линию, сделать рисунок более пластичным. Мы представляем вниманию читателей две работы этого периода – “Вырубленный лес” и “Сестрорецк” .