Полотна, вышедшие из-под кисти великого итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, по праву занимают почетное место во всемирной сокровищнице произведений искусств.
Любая картина Боттичелли, будь она написана в ранний период его творчества или в зрелые годы, поражает зрителя яркими насыщенными красками, продуманной композицией и живыми персонажами, и “Юдифь” – не исключение.
Картина Боттичелли “Юдифь” была написана художником в 1472 году и представляет собой часть диптиха. На момент создания этого полотна Боттичелли уже опробовал себя в роли живописца: ранее из-под его кисти вышло несколько картин с изображением Мадонны. Они демонстрируют зрителю яркий талант молодого дарования, который стремится отыскать собственный стиль, все еще подражая при этом манере письма признанных мэтров – художников Мазаччо и Липпи.
К 1470 году Сандро обретает манеру рисования, присущую только ему, и в ознаменование этого события открывает собственную мастерскую – место “рождения” картины Боттичелли “Юдифь”. В основу сюжета положена библейская притча о подвиге Юдифи, молодой вдовы из осажденного войсками ассирийского царя Олоферна города Ветилуя. Благодаря ее мужеству и самоотверженности горожанам удалось одержать верх над многочисленным вражеским войском и избавить свой город от захватчиков.
Олоферн, осадивший город, славился своей жестокостью и похотливостью.
Участь красивых женщин из захваченных им городов была незавидной: в лучшем случае их ждала однообразная жизнь в царском гареме, в худшем – смерть. Зная это, Юдифь решается на отчаянный шаг. Убедив старейшин не торопиться со сдачей города, юная вдова облачается в наряд куртизанки и отправляется к Олоферну.
Царь, увидевший красивую женщину, потребовал привести ее к себе. Ночью, после того как опьяневший Олоферн заснул, Юдифь отрубила ему голову его же мечом, а затем вышла из лагеря, спокойно пройдя мимо спящих стражников.
На картине Боттичелли “Юдифь” запечатлен момент возвращения Юдифи с кровавым трофеем, который несет городу избавление от гнета чужестранцев. Живописец в присущей ему живой манере изобразил девушку, идущую по тропе в сопровождении служанки. Их шаги стремительны и легки, утренний ветерок развевает складки одежд.
Лицо юной вдовы исполнено печальной задумчивости, а ее хрупкий образ дополняют символические атрибуты победы – оливковая ветвь, украшающая корзину с головой Олоферна, и царский меч.
Вся сцена наполнена светом и воздухом: пространство за фигурами девушек занимает прозрачное небо, и лишь вдали виднеются дома. В отличие от других художников, также обращавшихся к этому сюжету и изображавших Юдифь в образе яркой соблазнительницы, Боттичелли представил ее как символ решимости и самоотверженности.