Произведения Рубенса занимают центральное место в пейзажной живописи XVII века. Дело не только в том, что они являются прекрасными образнами пейзажного жанра, но и в том, что в них с особой полнотой воплощена основная тенденция фламандского искусства – создание синтетического, героического образа природы. Пейзаж “Возчики камней” – гимн величию и могуществу титанических сил природы.
Здесь все в движении: громоздятся скалы, покрытые буйной растительностью и обвитые цепкими корнями великанов-деревьев, чьи извивающиеся стволы и купы листьев кажутся живыми и трепетными; мчатся по небу темные облака. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом.
Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы.
Пейзажи Рубенса поражают необычайным богатством колорита, эффектами освещения, передачей глубины пространства и объемностью форм. В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу. Он чередует по-разному освещенные и различные по окраске планы, в глубине картины цвет светлеет, красочный слой делается прозрачнее.
Противопоставляя горизонтальным пластам почвы вертикали деревьев, художник в то же время смягчает углы плавными изгибами стволов.
Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль. Рубенс делал много этюдов с натуры, в его пейзажах каждая деталь жизненно правдива, но все они подчинены единому стремлению мастера создать обобщенный, синтетический образ природы. Картина поступила в Эрмитаж в 1779 году из коллекции Уолполя в Англии.