Картина была написана как парная к полотну “Сельский пейзаж в утреннем свете”. В обеих работах звучит тема времени, всегда увлекавшая Фридриха. В центре композиции “Сельского пейзажа в утреннем свете” художник поместил большой дуб, позади которого виднеются окутанные туманной дымкой горы и церковь.
Обе картины отразили размышления художника о бренности земного существования.
В случае с “Восходом Луны над морем” он развивает привычную для себя тему, показывая людей, наблюдающих за восходом луны – т. е., на языке Фридриха, за тем, как быстро и незаметно проходит жизнь. Примечательно, что своих “наблюдателей” художник поместил на огромный валун. Что он должен был символизировать? Вероятно, камень веры, позволяющий людям быть спокойными перед лицом неумолимо приближающейся смерти.
Вся сцена выдержана в фиолетовых тонах, которые Фридрих считал траурными. Кстати, он не первый увидел в Луне символ быстротекущего времени. Еще до него романтический мистик Рунге говорил: “Мне не кажется странным, когда мы невольно вспоминаем всю свою жизнь, глядя на проплывающие по лику полной Луны облака…
Они не только напоминают нам о прошлой жизни, но заставляют задуматься и о том, что ожидает нас впереди”.