В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни Крылова с серовскими иллюстрациями. Художник с энтузиазмом взялся за дело, ведь он был большим “звериным” знатоком – тут ему представилась прекрасная возможность воспользоваться своими знаниями. Издание Мамонтова не состоялось – тогда Серов решил сам издать 12 басен с уже готовыми рисунками – “Тришкин кафтан”, 1896-1911 был одним из них.
К сожалению, и это начинание расстроилось из-за смерти художника. Серов, увлекшись темой, уже не оставлял ее. Иллюстрирование басен превратилось для него в некую “отдушину”, “отдых”, “занятие для души”. Но и не только.
В некотором роде иллюстрация стала для него творческой лабораторией. Работая с баснями, он мог, не озабочиваясь чужими оценками, реализовать свое стремление к “простому”, сводя изображения буквально к контуру.
Сохранилось по несколько вариантов иллюстраций к одним и тем же басням – сравнивая их, можно увидеть, как движется к “последней” простоте художник. “Волк и пастухи”, 1898 – одна из серовских “басен”.