В конце 1893 года Руссо покинул службу, получил небольшую пенсию, и свободу, которая позволила заняться любимым делом, но заставила искать доход, позволявший материально обеспечивать семью.
Уроки игры на скрипке, картины, которые он рисует на заказ – все это приносит гроши, но художник знает свое истинное предназначение, и упорно движется к цели. В 1894-м, в Салоне выставляется работа “Война”, произведение, вызвавшее споры как в обществе, так и в творческой среде. Профессионалы отмечают недостатки, отдельные критики негодуют, но спорить, что у Руссо отсутствует совершенная самобытность и многогранный талант, вряд ли кто удосужится.
Весь центр картины держится на черной лошади, стремительно несущейся с фурией войны. Люди, в которых еще теплится жизнь, испытывают ужас. Атмосфера бедствия передана автором потрясающе реально, а весь сюжет пронизан тягостным впечатлением.
Мастер, сумевший донести до зрителя такие эмоции, вряд ли заслуживает насмешек, нещадной критики, а также не может почитаться за человека, лишенного художественного таланта.
Заметил в этой работе глубину и смысл известный писатель Альфред Жари, положительно отозвавшись о ней. Ему принадлежит и “авторство” прозвища “Таможенник”, под которым Руссо знали в художественной среде Парижа.