Почти все пейзажи Александра Андреевича Иванова связаны с работой над картиной “Явление Христа народу”. Поиски ее пластически-образного решения повлекли за собой создание множества этюдов, выполненных с натуры. Вбльшая часть из них, например, “Вода и камни под Палаццуоло”, посвящены изучению природы.
Природу Иванов воспринимал в философско-историческом аспекте, и это отличает его пейзажные этюды от работ современных ему соотечественников. Но философичность ивановских пейзажей не носит отвлеченный характер, и это делает их, в свою очередь, несхожими с произведениями европейских мастеров, например, немецких.
Иванову было свойственно вдумчивое “воззрение в природу”. В сентябре 1836 года он писал отцу, что “портретным образом работать ландшафты гораздо легче, чем идеальным”. Наряду с пейзажами пространственными, где земля воспринималась как некий целостный образ, у Иванова были этюды с изображением “земной коры” – камней, почвы, корней деревьев.
Здесь живописец словно обращался к “плоти земли” и художественно прозревал в ней те следы, которые оставляли столетия: в выщербинах камней, в каменистой спрессованности почвы, проросшей мощными корнями вековых деревьев, угадывал с. овеществленное время.
Этим небольшим этюдам, целиком написанным с натуры, свойственна ясная пластичность и весомость форм, четкость контуров, интенсивная звучность и полнота цветовых сочетаний, активная действенность света. Земля, изображенная Ивановым, прекрасна, и ее живая красота наполнена глубоким смыслом.