Потолочные фрески галереи Фарнезе произвели среди современников Карраччи эффект разорвавшейся бомбы. До этого художника считали талантливым живописцем – но и только. Теперь же о нем заговорили, как об одном из лучших мастеров Италии.
Знатоки сравнивали росписи Палаццо Фарнезе с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле и находили, что работа Карраччи ничуть не хуже работы Микеланджело. Столь же высокого мнения о фресках мастера придерживались в XVII и XVIII веках. Здесь необходимо сказать, что, сравнивая Карраччи и Микеланджело, мы допускаем большую неточность.
Да, их произведения сходны по масштабу и величественности, но совершенно различны по настроению.
Фрески героя нашего выпуска отличаются большей, чем у Микеланджело, пышностью и предвещают, таким образом, появление стиля барокко. И, наконец, самое главное: в росписях Палаццо Фарнезе нет ни одного библейского мотива, тогда как Сикстинская капелла – это триумф именно религиозной живописи. Каждый фрагмент росписей галереи Фарнезе пронизан легким эротизмом.
Например, в сюжете “Юпитер и Юнона” , взятом из “Илиады”, царица богов соблазняет своего мужа, желая отвлечь его внимание от событий Троянской войны. Тающий от любви Юпитер не может устоять перед таким соблазном и откладывает свой грозный трезубец в сторону.
Фрески на торцовых стенах галереи посвящены истории Полифема и Галатеи. Панель “Влюбленный Полифем” изображает охваченного огнем любви циклопа, пытающегося соблазнить морскую нимфу своей игрой на флейте. Большая центральная панель на своде представляет “Триумф Вакха и Ариадны”.
Последний сюжет, возможно, был подсказан художнику ученым Фулъвио Орсини, библиотекарем Фарнезе и хранителем собрания древностей. Сцены в галерее Фарнезе не связаны единым сюжетом, а их визуальная “сцепка” осуществляется через перетекание одной формы в другую, одного цвета в другой цвет.