Этот масштабный труд потребовал от Шагала более 10 лет. Основное место заняли 11 композиций на темы Ветхого Завета :
– сотворение человека,
– сотворение Евы,
– грехопадение,
– изгнание из рая,
– жертвоприношение Авраама,
– сон Иакова,
– битва Иакова с ангелом,
– получение Моисеем скрижалей,
– неопалимая купина,
– Давид и Вирсавия,
– пророк Иеремия.
Как и витражи иерусалимской синагоги, они с особой силой воплощают переживание иной реальности, передают нечто невыразимое. Как и в живописи Шагала, пространство в витражных окнах, созданное переходами тонов и свинцовыми перегородками, кажется многоплановым и ирреальным. Сквозь окна собора внутрь входит как будто весь свет окружающего внешнего мира.
Витражи словно строят внутри собора второй храм из цвета и света.
Работая над витражами, Шагал выполнял на основе гуашей и акварелей картоны размерами с витражные окна, на которых обозначались контуры свинцовых перегородок и цвет стекол. По заказу художника были изготовлены специальные стеклянные плакетки, на них тонко наносился слой прозрачной краски нужного тона. После монтажа стекол наступал последний, самый ответственный этап работы.
С помощью кислоты Шагал занимался тем, что удалял частично слой краски, обеспечивая ее высветление, или затемнением утяжелял цвет, процарапывал изображение, наносил штрихи и точки, нужные контуры. По существу, это была работа со светом. Художник колдовал над витражами, вовлекая в творческий процесс всех своих помощников.
По воспоминаниям, “в нем ощущалось сознание избравшей его высшей силы, к которой оказывались причастны и работающие с ним люди”.