На этой картине изображен средневековый город под низким и хмурым небом, расположенный на берегу реки. Это всего лишь пейзаж, но почему-то при виде полотна возникает ощущение, будто знаешь о Голландии практически все. Это всего лишь вид уголка чужой земли, но откуда рождается чувство любви к нему?
Имя автора картины – Ян ван Гойен, творчество которого сыграло большую роль в развитии голландской живописи XVII в. Ван Гойен считается основоположником голландского реалистического пейзажа, и именно в его картинах закладываются те традиции жанра, которые будут определять дальнейшую эволюцию этого вида изобразительного искусства. Поэтому с полным правом можно утверждать, что в работах ван Гойена пейзаж окончательно оформился как самостоятельный жанр.
Интерес ван Гойена к отражению на полотне особенностей родной природы проснулся рано. Еще будучи учеником Э. ван де Велде, под чьим влиянием, собственно, и сложилась его творческая манера, ван Гойен начинает работать с возможностями этого жанра. В то время он делает пока лишь легкие наброски и зарисовки, варьирует темы, но в кисти художника уже чувствуется нечто от будущего мастера пейзажей.
Такова была школа ван Гойена-художника.
В ранних работах ван Гойена привлекает какой-нибудь крупный, значительный предмет, который размещается художником на переднем плане. Он позволяет задержать внимание зрителя, однако цветового единства еще нет. Над живописцем довлеют рамки предшествующих опытов, но он уже на пути к освобождению от них.
Примером может послужить картина “Сенокос”, написанная в 1630 г. Дальнейшая эволюция ван Гойена ознаменована отказом от этих опорных пунктов и переключением внимания на передачу атмосферы, градации освещения, использование цветовой созвучности. Классического видения принципов голландского пейзажа ван Гойен добился в работе над “Видом реки Вааль у Неймегена”, созданной девятнадцать лет спустя после “Сенокоса”.
Голландский пейзаж – это не стремление запечатлеть космически целостную картину природы. Это пейзаж глубоко национальный, с видами конкретной местности. Ясный день или пасмурное небо, мельница на берегу реки или крепостная стена – все становилось для художников источником вдохновения, передаваемого с глубоким чувством любви и искренней привязанности. Внутреннее отношение к объекту сказывалось настолько сильно при работе, что отражение его на полотне заметно даже неопытному глазу.
Не лишены этого и произведения ван Гойена, отчего и рождается то необъяснимо теплое чувство при взгляде на “Вид реки Вааль у Неймегена”.
Возможно, в “Виде реки Вааль” мастер впервые отступает от традиционного метода построения пространства. До ван Гойена иллюзию глубины принято было создавать посредством кулисного расположения объектов с отступающими планами. Композиционный центр в таком случае необходимо располагать строго в середине.
Ван Гойен находит другой прием. Он строит перспективу с помощью диагональной композиции, расположив наиболее мелкие детали на левом заднем плане, а самый значительный объект – на правом переднем, на котором и находится “точка отсчета”–место, откуда и происходит все движение на полотне.
Созданию визуального эффекта глубины служит и постепенное убывание четкости изображения объектов, благодаря чему на дальнем фоне явственно возникает воздушная дымка. Ощущение воздуха – одно из важных достижений ван Гойена. Тонко используя градацию цветов, художник, удаляясь вглубь, уменьшает отчетливость и звучность тонов, наполняя пейзаж воздушной свободой, которая удивительным образом воссоздает влажность речных испарений, легкость расплывшегося тумана, обволакивающего собой предметы.
Для передачи равнинного характера местности ван Гойен использует низкий горизонт, оставив практически все место на полотне хмурому небу с тяжелыми облаками. Небо играет здесь едва ли не ведущую роль. Само подобное видение небесного элемента является открытием голландской живописи, и ван Гойен гениально применяет известный опыт для воздействия на зрителя.
Затянутое облаками, оно изменяется, и это движение можно явственно воспринимать, а низкий горизонт способствует созданию ощущения необычайной высоты. Используя серовато-серебристые тона, ван Гойен помещает все предметы в единую световоздушную среду, где сближенные и рассеянные друг в друге части рождают неповторимую целостность.