Первая самостоятельная картина Сурикова. Она была написана в первый год учебы в Академии Художеств, но вне академических занятий. В этой картине художник воплотил свои первые впечатления от столицы, пораженный ее красотой.
Он точно прочувствовал пропорции Сенатской площади и превосходно справился с трудной передачей двойного освещения – луны и газовых фонарей.
На переднем плане – памятник “Медный всадник”. На заднем плане – огромный силуэт Исаакиевского собора на фоне морозной петербургской ночи. По композиции эта картина – почти точная копия произведения художника М. Воробьева “Исаакиевский собор и памятник Петру I”.
В композиции картины выделяется 2 основных оси, перекрещенных в виде наклоненного Андреевского креста. Вертикальная ось – “Луна – извозчик”, горизонтальная ось – “Медный всадник – Купол собора”. Третью, второстепенную, ось образуют фигуры пешеходов и упряжки, движущиеся вглубь среднего плана. Благодаря ей центр картины – самый динамичный и реалистичный.
Движение фигур в нем – настоящий противовес иллюзорной динамике Петра на коне и величавой статичности Исаакиевского собора.
Белый снег на переднем плане сияет отражением лунного света. Он составляет яркий контраст с темным силуэтом собора, находящимся в дальней плоскости фона.
Полотно демонстрирует любовь художника к красивейшему из городов и стремление подняться над суетой человеческих страстей во имя прекрасного – искусства.