Клод Моне писал много и каждый раз его работы становились биографическими отпечатками его многочисленных путешествий, переездов и пленэров на побережье рек то Сены, то Зана, то их притоков.
Картина “Вид на Зандам” была написана перед переездом художника в Аржантей в 1871 году. Моне поймал ту часть Зандама – провинции Голландии, – которая отражает самобытность этого тихого местечка. А во главе достопримечательностей городка были, и остаются, по сей день мельницы.
Мельницам особое внимание уделялось гостями Зандана, среди которых был сам Петр I, осваивающий науку кораблестроения в Нидерландах. Так вот, Моне выбрал в качестве сюжета кусочек “мельничного” берега реки, по которой снуют медленные лодочки и парусники.
Теплый колорит картины хочется считать вечерним. Тогда солнечные лучи окрашивают облака в пурпур, который осыпается на предметы розовыми полутонами. Моне выбелил горизонт, и поэтому река кажется бесконечно длинной. Редкими мазками-лодочками автор прописал воду.
Небу подарены более растертые пятна краски, сухие и полупрозрачные. Фактурное письмо оживило растения и постройки по периметру берега. Острые крыши домиков, словно стая рыжих лис, скучились вдоль зеркальной воды.
Их отражения вытянулись в ровные столбы, размытые и ровные.
Здесь много пространства, воздуха, света. Край, по – истине, красивый, тихий и такой “не наш”. Работа отражает необычность Зандана.
Здесь подчеркнута своеобразная архитектура городка и обилие растительности. Сразу понимаешь, что это провинциальный край – отголосок чего-то более важного, крупного, значимого.
Хочется отметить, что Клод Моне писал много пейзажей, связанных с тематикой водоемов, регат, парусников и прибрежья. Несмотря на то, что вода – стихия, в общем-то, одинаковая – жидкая, текучая, прозрачная, – в руках художника она превращалась в нечто большее и многоликое. Словно Моне наделял ее четвертым состоянием – плоским и маслянистым, при этом живым и таким манящим.