Насколько известно историкам искусства, иных пейзажей, кроме этого, в наследии Яна Вермеера нет. Вполне вероятно, что “Вид Делфта” – единственный случай обращения мастера к жанру пейзажа. Тем не менее, эта картина по праву считается одним из шедевров пейзажной живописи.
Автор отважился здесь на очень опасный шаг – он погрузил в тень передний план пейзажа.
На ближний к зрителю ряд домов падает тень от свинцовых облаков, плывущих по небу. Только художник, в совершенстве владеющий искусством создавать эффекты освещения, может заставить такую композицию “заиграть”. Вермеер уверенно ведет взгляд зрителя к фокальной точке композиции – шпилю Новой церкви, на которую падает пробивающийся сквозь облака солнечный луч.
Интересно решены также и отражения зданий в воде. Они слишком велики, но это-то и требовалось мастеру. Без этих отражений передний план оказался бы изолированным от остального пространства картины.