Хальс проводил в харлемских трактирах и пивных довольно много времени. Но утверждать, что в кабаках он только и делал, что пьянствовал, нельзя. Особенно если вспомнить его знаменитый портрет “Малле Баббе” или посмотреть на этого “Веселого собутыльника”.
“Собутыльник” интересен тем, что он обращается непосредственно к зрителю – с поднятым стаканом в руке. Он уже разгорячен, слегка пьян и рад продолжить праздник с кем угодно – например, с теми, кто стоит по другую сторону рамы. Живые портреты Будучи выходцем из низов общества, Франс Хальс привнес “здоровую простонародную струю” в голландское искусство.
Героями его портретов стали не только зажиточные бюргеры, но и бедные ремесленники, и завсегдатаи кабаков. Люди эти менее всего выглядят забитыми, униженными, падшими – нет, они жизнерадостны и веселы. А городские “патриции”, которых в изобилии можно встретить на заказных портретах Хальса, теряют под его кистью напыщенность и парадную стереотипность.
Они ведут себя непосредственно и раскованно – точь-в-точь как их простые сограждане, не обремененные ни капиталами, ни хорошими манерами.
Для Хальса важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты. Стоит отметить, что не всем богатым заказчикам нравился подобный, “слишком реалистический”, по их мнению, подход. Но те, кто все же решился позировать Хальсу, а не другому художнику, теперь вознаграждены сторицей.
Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.