Тема картины Бенуа “Версаль. Людовик XIV кормит рыб” была навеяна прогулками самого художника по Версалю. Угасание эпохи “короля-солнца” накануне Французской революции ассоциировалось в понимании Бенуа с “сумеречным” рубежом эпох в России.
Блеклый колорит осенних листьев, тусклые, будто замшелые, силуэты гуляющих фигур, призрачный антураж Версальского парка, созданного как модель идеального мира, – все это вызывало у современников чувство ностальгии.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книгой “Азбука в картинах Александра Бенуа” и иллюстрациями к “Пиковой даме” А. С. Пушкина, а также замечательными иллюстрациями к “Медному всаднику”.
К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера “Гибель богов” на сцене Мариинского театра. Увлечение театром, а в особенности балетом, оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – “Русские сезоны”. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского “Петрушка”.
В 1926 г. Бенуа, сделав выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в “Гранд-опера” в Париже, а после Второй мировой войны – в “Ла Скала” в Милане.
Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого, ставшего легендарным, балета “Петрушка”. Главным же трудом последних лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.