Представленная работа – единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Однако в королевской коллекции было много подобных произведений на мифологические сюжеты, например Тициана и других художников эпохи Возрождения.
По документам известно, что Веласкес написал еще несколько похожих полотен, но они не сохранились.
Венера, богиня любви, была самой прекрасной богиней античного мира и считалась персонификацией женской красоты. Живописец показал ее с сыном Купидоном. Он держит зеркало так, чтобы она могла видеть и себя, и того, кто ее созерцает.
Этот прием за сто лет до Веласкеса изобрел Тициан специально для изображения богини, она тоже представлена с Купидоном.
Впервые картина упоминается в 1651 году, как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь преследований инквизиции. В доме маркиза работа висела вместе с венецианской картиной XVI века, изображавшей обнаженную нимфу. Одним словом, “Венера перед зеркалом” оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления “Махи обнаженной” Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Картина “Венера перед зеркалом имеет” и другие названия. Произведение известно под названиями “Туалет Венеры” и “Венера И Купидон”. В Национальную галерею в Лондоне оно попало в 1906 из английского поместья Рокеби – Парк в графстве Йоркшир, поэтому получило еще одно название – “Венера из Рокеби”.
Специалисты Галереи считают, что Купидон и лицо Венеры в зеркале были переписаны в XVIII веке.