Лотто – один из наиболее интересных, разносторонних и самобытных художников итальянского Чинквеченто. Неизвестны обстоятельства заказа этой работы. Возможно, картина была написана по просьбе племянника художника Марио д’Армано.
Типичная, казалось бы, для Лотто сцена представляется с иконографической точки зрения довольно сложной, давая возможности для множества интерпретаций. Самой простой является та, что толкует произведение как аллегорию счастья: иконографический строй работы, предположительно написанной по случаю свадьбы, непосредственно соответствует классическим эпиталамам. В композиции доминирует Фигура Венеры, голову которой венчает великолепная диадема со свадебной фатой.
Раковина, лепестки роз, которые словно только что опустились на ее лоно, и мирт являются классическими символами, идентифицирующими богиню.
Другие детали композиции ассоциируются с любовью и верностью: миртовая гирлянда и кадильница, красный покров, плющ. Купидон писает через миртовый венок, что означает пожелания плодовитости и счастливой судьбы союзу. На первом плане изображена Змея, почти невидимая среди складок драпировки, на которых возлежит Венера.
Некоторые склонны ассоциировать ее с чувством ревности. Но согласно древним верованиям эта рептилия являлась фаллическим символом, связанной с Матерью-землей, и является здесь аллегорий счастья и плодовитости. На втором плане, за головой Венеры, обращают на себя внимание Ростки плюща, обвившего дерево.
Главными характеристиками вьющихся растений является то, что они вечнозеленые и растут, “обнимая” стволы деревьев.
Плющ ассоциировался с проявлениями любви и дружбы, став символом верности и вечной любви. Художнику удалось удивительным образом отобразить дерзкую экспрессию и лукавство Купидона. На голове верного спутника Венеры – венок из мирта, почитавшегося в древности как символ плодородия.
Это толкование поддерживается здесь и жестом божественного мальчика, знаменующим счастливый и плодотворный союз.