Заказанная Федериго Гонзага, эта работа предвосхищает серию “Любовь богов” и является парной к картине “Школа Амура”. Ранее считалось, что здесь изображена не Венера, а Антиопа. Исследователей сбивала с толку фигура сатира. Существует миф, повествующий о том, как Юпитер, дабы приблизиться к нимфе Антиопе, превратился в сатира.
Таким образом, полагали, что эта картина также относится к циклу “Любовь богов”.
Однако теперь историки искусства утверждают, что картина не имеет непосредственного отношения к упомянутому циклу и не иллюстрирует какой-либо определенный миф, а изображены здесь Венера и Амур. Полотно, таким образом, является не столько мифологическим, сколько откровенно эротическим.
В XVI столетии в аристократической среде подобные полотна приобрели большую популярность. После “мрачного” Средневековья тяга к жизни и ее удовольствиям вспыхнула с новой силой, и удовольствия потребовалось облечь в изящную и пристойную форму. Античная мифология представляла живописцам множество благовидных предлогов для изображения обнаженной натуры.
Что касается данной картины, то здесь чувственная прелесть изгибов тела Венеры подчеркнута и удачно выбранным задним планом – темным лесным пейзажем, на фоне которого кожа богини кажется светящейся.