Гравюра “Ведьма”, здесь Дюрер изобразил безобразную ведьму, которая спешит на шабаш. Она несется по воздуху на мифическом животном, в котором причудливо сочетаются туловище козла и рыбий хвост. В руке она держит прялку или веретено, другой рукой она держится за рог козла.
Причем, сидит спиной к голове козла. Это общепринятая поза в “ведьмовской” тематике.
Ведьма несется стремительно, это подчеркнуто развевающимися по ветру волосами и штриховкой в верхнем правом углу. Эта ведьма уже немолодая женщина, некрасивая. Возраст оставил следы и на лице и на фигуре.
Весь облик вызывает отвращение.
В то, что девушки и женщины вступают в союз с дьяволами и становятся ведьмами, верили даже образованные люди того времени. С изумлением читаем мы у поэта и ученого Мурнера кровожадные строки: “Ну, на костер ее, и зажигайте! А если не найдете палача, я не отпущу ее, я лучше сам разожгу костер!”
XV век в Германии был полон процессов сжигания ведьм. В каждом городе полыхали костры, на которых сжигали несчастных женщин, обвиненных в колдовстве и сношениях с дьяволом. Дюрер вполне мог быть свидетелем.
Описания костров, на которых сжигали “ведьм”, сохранились в Нюрнбергских хрониках. Однажды в Швабахе, соседнем городке, на костер возвели молодую девушку, замечательную красавицу. Перед костром огласили ее признание, что она ведьма и колдунья.
“Нет,- воскликнула она,- я ни в чем этом не виновна! Я призналась, потому что меня ужасно пытали! Я не сделала ничего плохого”. Толпа, окружавшая костер, вздрогнула. Но палачи не сжалились.
Когда ее уже охватило пламя, она продолжала громко читать молитвы, как сообщает хроника, “насколько ей в дыму и в огне хватило голоса, настаивая на том, что исполнена христианской веры”.
“Ведьмовская тематика” была популярна в европейской живописи того периода, многие выдающиеся художники изображали ведьм. Альбрех Дюрер тоже должен был учитывать вкусы покупателей, при этом он не изображал шабаши или казни.