Удивительная картина, обладающая уникальной способностью – кроме визуального восприятия, эту картину можно еще и услышать.
Исаак Ильич Левитан написал работу в один из самых счастливых периодов своей непростой жизни – 1892 году, и, наверное, еще и поэтому она входит в число лучших, определяющих индивидуальный стиль мастера.
Религиозное строение, изображенное на картине – это не плод фантазии Левитана, а реально существующий Кривозерский монастырь возле города Юрьевца, а неширокая река – любимейшая художником Волга.
Картину можно отнести к жанру “церковного пейзажа” – подобных работ у Левитана несколько. Автор изобразил летний вечер, а именно тот час, когда колокольный звон собирает всех желающих на молитву.
Редкие “гости” на полотне этого художник – люди, мастер пейзажа не очень любили изображать их своих работах. Главным “очеловеченым” героем для художника всегда была сама природа, пейзаж, однако, в представленной картине люди присутствуют. Небольшой паром с паломниками придает работе реалистические черты.
Поистине волшебно на картине изображено небо, торжественные розовато-белые облака неспешно плывут над высокой колокольней и монастырем. Налицо, хитрый излюбленный ход мастера – “удвоение” небесного пространства, через отражение в спокойной зеркальной глади реки.
В этой картине зритель не найдет контрастных сопоставлений и прочих цветовых диссонансов – все спокойно и гармонично. Волга по диагонали пересекает полотно, и как бы ведет взгляд зрителя, придавая композиции динамику.
В картине удивительным образом звучат в унисон природное и духовное начало – необыкновенная красота пейзажа идеально гармонирует с взметнувшейся вверх шпилем колокольни, белокаменными стенами монастыря, спешащими на службу паломниками. И над всей этой вечерней пасторалью разливается низкий и густой звон колокола, который резонирует со всей этой прекрасной природой, и доносит до нас свой величавый призыв спустя века, неизменно рождая глубокие философские мысли.