“Вавилонская башня” – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни.
Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее, башня совершенно подавляла человеческое начало.
Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: “Построим себе город и башню высотою до небес”. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено.
Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.
Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.
В картине “Вавилонская башня” Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъемниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами.
У подножия башни расположился город с оживленным портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.
Изображенные на картине люди – рабочие, каменотесы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьев. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотесов Нимроду – дань происхождению притчи.
Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь “масштабный проект”, повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.