Одна из самых странных и печальных страниц в биографии Поля Гогена посвящена дружбе с другим известным живописцем – Винсентом Ван Гогом. Они познакомились в 1886 году и сегодня сложно сказать, что послужило почвой для возникновения дружеских отношений – эмоциональные, эксцентричные, непримиримые в своем отношении к живописи вряд ли годились в приятели друг к другу.
В 1888 году два величайших живописца прибыли в Арле в надежде основать здесь новую колонию художников, свободную от привычных академических традиций. Здесь Гоген создает ряд своих полотен, среди которых портрет новоиспеченного друга.
Любитель нестандартного объединения жанров и точных цитат Гоген и здесь не удержался от экспериментов.
Первым, что бросается в глаза зрителю – Ван Гог изображен за работой, и, присмотревшись к мольберту, без труда узнаются знаменитые “Подсолнухи” живописца.
Если сравнить оригинал картины Ван Гога и претворение ее на портрете кисти Гогена, можно рассмотреть явные отличия. Живописец не стремился к детализации, скорее в своей работе он хотел передать процесс творчества Ван Гога, таким как он его представлял. Вряд ли Гоген мог быть реальным свидетелем написания натюрморта – картина была написана еще до переезда Гогена в Арле, и предназначалась для украшения его комнаты.
Современники мастера утверждают, что сам Гоген очень ценил всю серию подсолнухов друга, которому суждено было в кратчайший срок стать бывшим.
Сам портрет отличают ритмичность линии и выразительность цвета. Вся композиция построена на гармоничном сочетании больших цветовых пятен. Используя чистые цвета, Гоген достаточно точно воспроизводит черты портретируемого Ван Гога.
Будучи уже известным художником, Гоген позволял относиться к Ван Гогу несколько свысока, что очень ранило впечатлительного друга. Непонимание и разногласия привели к конфликту, когда Ван Гог набросился на старшего товарища с ножом, о чем впоследствии глубоко раскаивался. Гоген покинул Арле, поставив жирную точку на творческом союзе с Винсентом.
Сегодня портрет находится в музее Ван Гога в Амстердаме.