Написанная в 1893 году картина “Вампир” входит в цикл “Фриз жизни”, над которым мастер работал в 1890-1900 годах. На ее основе Мунк соpдаст несколько десятков гравюр – настолько “колоритным” покажется ему образ главного персонажа. В целом же, цикл “Фриз жизни”, как писал сам мастер, – “это поэма о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Счастье и Горе, Покое и Страхе”.
Один из друзей Мунка, свидетель всех этапов создания “Фриза”, вспомнил, что художник придумал композицию “Вампира” за несколько минут, а воплотил свой замысел “буквально за пару дней”.
По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номере “Lа Revue Blanche”, в котором, стремясь подогреть интерес публики к новой картине мастера, приводит несколько строк “белого” стиха собственного сочинения: “Золотым дождем волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Но несчастен ли он? Или он молил ее об этой последней ласке – ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью и небытием?
Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением – пусть и мгновенным – того, что ты любишь и любим?”.
Пряди золотистых волос символизируют, как в статье Стриндберга, так и в картине Мунка, узы, связывающие влюбленных. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей кровь из его шеи. Эта сцена является воплощением амбивалентного представления о женщине как о существе желанном и опасном, которое было особенно популярно у символистов конца XIX века.
Рыжие волосы женщины привлекают внимание зрителя, но не могут отвлечь его от мыслей о жертве; мужчина кажется изолированным от окружающего мира, точнее, он словно растворяется в небытии – Мунк подчеркивает это слиянием его темной одежды с фоном картины.