Скульптура Микеланджело Буонарроти “Вакх” или “Бахус”. Высота скульптуры 203 см, мрамор. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х годов 15 века рельефы “Мадонна у лестницы” и “Битва кентавров”, как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения.
В небольшом рельефе “Мадонна у лестницы” от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Но в противоположность мастерам 15 века, которые вносили обычно в изображение мадонны с младенцем оттенок жанровости, подчеркивая прелесть юной матери, шаловливость ребенка, Микеланджело создает величественный образ мадонны, полный сдержанной внутренней мощи; он смело наделяет младенца почти атлетическим сложением.
Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. В 1495-1496 годах Микеланджело совершил поездку в Болонью, где изучал произведения Якопо делла Кверча, оказавшиеся ему особенно близкими героическим складом своих образов. В 1496 году Микеланджело выезжает в Рим, где остается до 1501 года.
В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе “Лаокоон” и “Бельведерский торс”.
Художник был захвачен образами античного искусства, Микеланджело отдал им дань в своем “Вакхе” – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином.
Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект.