Это первая значительная картина Грекова. Здесь он продолжает традиции Верещагина – избегает парадности. Художник выбирает будничную сцену – по донской степи едет одинокий всадник, ведя вторую запасную лошадь с притороченной к седлу винтовкой.
Высокий поднятый горизонт позволяет показать за конником колоссальное открытое пространство. Оно воочию свидетельствует о немалом пути, проделанном героем. Опасности же, подстерегающие его на этом пути, эмоционально дают себя как бы ощутить в цвете добела раскаленного неба и знойного марева, затянувшего дали.
Свое напряжение в колорит вносят и короткие тени, падающие на дорогу резкими пятнами. Художник изображает момент, когда конник смог наконец прикрепить к папахе красную ленточку, символизирующую дело, за которое он будет бороться. Бедная одежда и отсутствие казачьих лампасов, бедная винтовка вместо кавалерийского карабина говорят за себя достаточно красноречиво.
Это селянин, казак из станицы.
Его бросающаяся в глаза сутуловатость связана с многолетним крестьянским трудом за плугом или сохою. Он уходит к своим единомышленникам, отстаивающим свободу и счастье народа.