Лето 1888 года Коровин проводил на даче у своего старшего товарища, художника Поленова, постоянно упражняясь в технике передачи световоздушного пространства. Многие приемы автор нашел и воплотил еще в картине “За чайным столом”. Полотно “В лодке” стало средством для закрепления и совершенствования новых средств выразительности.
Художник не стал выдвигать на передний план природу или же людей, поровну поделив между ними главную роль. Иными словами, эта поэтическая картина стала прекрасным примером изображения единства и гармонии природы и человека.
Главной характеристикой работы может служить такое слово, как неспешность. Неторопливо плывет лодка, повинуясь течению реки, о чем свидетельствует отложенное в сторону весло, спокойно идет беседа героев, и время, будто нарочно замедлило свой ход, подчиняясь этой романтичной атмосфере.
Необычно построенная композиция создает ощущение уединенности, даже интимности. Ракурс избран таким образом, что зритель невольно углубляется во внутреннее пространство лодки, глядя на героев сверху, а обрамляющая верхнюю часть полотна листва деревьев довершает это ощущение уединенности.
Кого же изобразил здесь Коровин? Мужчина в лодке – это Василий Поленов, а в роли его прекрасной оппонентке Мария Якунчикова, его родственница по жене.
Смысловой центр картины Коровин выделил цветом – это яркий белый, которым изображена фигура девушки, остальной же колорит представлен спокойными приглушенными тонами.
Картину “В лодке” Коровина любят сравнивать с одноименной работой французского импрессиониста Эдуарда Моне. Как водится, восхищаясь французом, предпочтение все же отдается отечественному автору. Патриотично и приятно.