Эта картина экспонировалась на той же выставке, что и “Гумно”. Ее Венецианов преподнес в дар императору Александру I. В эти годы – под императорским патронажем – в Эрмитаже создавалась Галерея художественных произведений русской школы. “Утро помещицы” стало одним из первых полотен, попавших в это собрание.
В “Отечественных записках” на появление новых картин Венецианова отозвался П. Свинъин: “Наконец мы дождались художника, – писал он, – который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в этом…”. Это был в некотором смысле образ, но Свинъин попал при этом в самую точку. Венецианов действительно изображал тут “предметы, его окружающие”, а точнее – собственный дом в Сафонкове.
А “помещицу” написал со своей жены, намеренно затемнив ее лицо, чтобы “смазать” сходство и не разрушить типичности жанровой сцены. Эта “типизация” заставляет искусствоведов сравнивать “Утро помещицы” с сельскими картинами пушкинского “Евгения Онегина”. Говорят об общих для двух мастеров-современников прекрасной простоте, об “уловлении” духа эпохи, об эффекте “открытого окна”.
Устойчивый прием, используемый художником – выстраивание перспективы с помощью досок пола. Перспектива для Венецианова – понятие всеобъемлющее; про нее он не забывал даже тогда, когда писал человеческие головы. “Интерьерность” же – одна из важнейших особенностей многих венециановских картин.
Не является исключением и “Утро помещицы” – автор любовно воспроизводит характерную для 1820-х годов мебель из красного дерева. Палитра Венецианова иногда кажется однообразной, но в этой работе eгo цветопись поразительна. Последовательно строя цветовую гамму на контрасте красно-коричневых и зеленых тонов, он словно напоказ демонстрирует свои колористические умения.