Эдвард Мунк пишет “Утро” на двадцать втором году жизни. К тому времени он уже второй год является учеником Христиана Крога, и совершенно естественно, что его творчество того периода воплощает в себе принципы реалистического искусства, проповедуемые этим мастером.
На полотне изображена в профиль молодая девушка, сидящая на кровати. Исследователи предполагают, что мастер представил ее в момент одевания или, как принято было говорить в то время, в момент утреннего туалета, причем художник любуется своей моделью с непривычно близкого для картин такого рода расстояния.
Композиция работы продумана до мельчайших деталей: юная мечтательница расположена в центре композиционного пространства, кажущегося строгим и упорядоченным благодаря простому, но четкому ритму вертикальных линий, определяющих изголовье кровати, левое плечо фигуры, складки простыни и стенные панели. Детали одежды и расстеленной постели представлены свободно, а формы и цвета подчиняются общему характеру. Тонкая игра света и тени вызывает зримую вибрацию всей поверхности полотна и, в конечном счете, рождает ощущение тревоги и напряженности.
В письме своему другу Мунк не без гордости пишет, что Христиан Крог назвал эту картину “совершенной”. Когда художник в 1895 году представил “Утро” в парижской галерее, мнения критиков были весьма противоречивы, но положительных отзывов было все-таки больше. Даже редактор рубрики новостей культуры в газете “Вечерний Париж” Жорж Нантей, всегда считавший норвежского художника “человеком весьма неуравновешенным и живописцем посредственным”, напишет в своей рецензии: “Я был немного не прав только в одном случае: картина “Утро” доказывает, что этот мастер действительно весьма перспективен – в том смысле, что он способен на многое”.