Картина чешско-моравского художника Альфонса Мариа Мухи “Утренняя звезда” выполнена по всем правилам направления Арт Нуво. Это разновидность стиля Модерн, усиленная декоративными линиями и орнаментом. Эта работа – не исключение и насыщена растительным стилизованным орнаментом по всему контуру рамки. Это довольно узкое полотно с прекрасной композицией главной героини – той самой Звезды.
Что первым бросается в глаза? Холодные лучи цвета крайолы. Они выбиваются трапециевидными фигурами из общей картины плавных линий и теплых красок.
Звезда прекрасна и женственна, но свет ее неумолимо сед.
Источник свечения лежит в приоткрытой ладони либо, как третий глаз Шивы, инкрустирован в широкий лоб. Восточные черты лица девушки говорят об этническом происхождении. Видимо, эта Звезда не вписалась в красоту славянской женщины.
Что противоречит трепетному отношению автора к языческой славянской культуре.
Выбранный Мухой фон припудрен цветом корицы или порошка горчицы. Это обескураживает и не дает четкого определения времени суток. Если утро, то почему туманное и безжизненное? Звезда крадучись прокладывает себе путь обратно в ночь, уступая место ярким краскам.
Ее палантин потрепан временем и дальним странствием, он приобрел глинистый цвет и жесткость. Складки ткани грубы, грани вот-вот треснут, обнажив окончательно женский стан. Звезда альфонса уже не молода.
Возраст выдает томный и понимающий взгляд следопыта, приятная полнота, отсутствие угловатых линий, собранные аккуратно волосы. Однако грудь женщины еще упруга и прикрыта нарочно прозрачной тканью. Женщина утром.
Женщина, не спавшая всю ночь. Свет ее уже не так ярок и преломляется зарей. Что ищет она? Быть может убежища и поэтому так вглядывается вдаль, в зрителя, в нас?
Тусклые краски утра, бледная дымка тумана, спокойная палитра картины убаюкивают и не бодрят сонного сознания. Восточная красавица парит и готова сделать шаг за пределы рамки и того, что отдает привкусом сухого названия “Модерн” и “Арт Нуво”.