Пропасть отделяет этот поздний портрет от “Портрета мистера Эндрюса с женой”. Жизненная энергия, свойственная последнему, с течением времени претворилась в утонченную элегантность. Точные пейзажные детали заменились размытым “пейзажным фоном”. Далеко не каждый зритель, увидев “Портрет мистера Эндрюса с женой”, скажет, что он принадлежит кисти Гейнсборо. Но “Утреннюю прогулку” невозможно приписать какому-либо другому мастеру.
Она – гейнсборовская до мельчайшего мазка.
Этот двойной портрет Уильяма Халлета и Элизабет Стивен был заказан художнику к их свадьбе, состоявшейся летом 1785 года. Супруги Халлет не принадлежали к сливкам английского высшего общества, но Гейнсборо изобразил их аристократами до мозга костей. В этой картине поражает, прежде всего, удивительно гармоничное слияние людей и природы. Прием, который позволил бы сделать такое слияние естественным, Гейнсборо нашел лишь в самом конце работы над этим портретом – и написал молодую пару прогуливающейся по тенистому парку.
Нужно сказать, что в творческом наследии мастера имеется достаточное количество портретов на фоне пейзажа, однако именно в “Утренней прогулке” герои и пейзажный фон сочетаются наиболее естественно.
Многие искусствоведы полагают, что прием “портрета в пейзаже” Гейнсборо перенял у Антуана Ватто, любившего писать своих героев на лоне природы. Читатель, конечно же, понимает, что художник не заставлял своих клиентов позировать ему в парке. Нет, вся работа происходила в мастерской.
Декорации подбирались уже после того, как были написаны “главные действующие лица”.