Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к “приятности” и утонченности, как при дворе короля Людовика XV. Искусство жить легко, “срывая цветы наслаждения”, стало почитаться действительным искусством.
Порою кажется, что в воздухе тогда уже висело предощущение грозы, надвигающейся катастрофы. И что именно это предощущение обусловливало желание устроиться со всем возможным изяществом и комфортом, окружить себя румяными пастушками, фарфоровыми куколками, идиллическими пейзажами.
Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр. И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: “Посмотрите, как это правдиво”. Он говорит: “Посмотрите, как это мило”.
Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка и так, в сущности, печальна. И, сожалея об этом, старается сгладить ее углы, задрапировать ее неприглядность, сделать ее хоть немного приятнее. Обман? Пусть. Но человеку не всегда нужна правда.
Иногда ему нужно еще и утешение.