В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к происходящей беде.
Глядя на картину, нельзя не заметить резкий переход светлых тонов к темным. На заднем плане видно, большой город, еще покрытый утренним туманом. Большая река, над которой летают птицы.
Утренние лучи солнца скользят по ней, и она отражается светло желтым светом. И нет, казалось бы, ничего не обычного в этой картины, простое городское утро, если бы не ее передний план.
На переднем плане, черным пятном падает в глаза тело молодой девушки. Над ним равнодушно сидит, покуривая сигару, жандарм. Он безразлично смотрит на тело девушки. Его лицо не выражает никакого сочувствия к молодой особе.
Возможно, из-за его профессии он так себя ведет. Частые смерти не редкость в то время и поневоле начинаешь к ним привыкать. А, возможно, он просто черствый и бездушный человек, которого совсем не интересует чья-то судьба.
Василий Перов хотел очень точно передать саму утопленницу, поэтому для большей реалистичности искал модели в морге. В одной из таких девушек он узнал свою знакомую Фаину. Она болела туберкулезом и умерла. Именно с нее автор и написал “Утопленницу”.
И хотя есть много натурщиц, позировавших для известных авторов, но их имена остались незнакомы, тогда, когда картина Перова сделала знаменитой его подругу, хотя и посмертно.
Своим воспроизведением художник хотел показать не проблему какой-то социальной несправедливости или безысходность ситуации, а именно внутренние качества человеческой души. В данном случае это безразличие, равнодушие, невежество и даже жестокость. Есть бесчувственные люди, который не испытывают никакого сожаления и сочувствия к другим. Хотелось бы, чтобы в наше время таких людей было очень мало