Эту картину Брейгель написал для своего близкого друга, Абрахама Ортелия, и тот был, настолько потрясен ею, что попросил Филиппа Галле сделать с этой работы гравюру, впоследствии украсившую зал общих собраний религиозного общества “Семья Любви”. Любопытно, что позже картина стала собственностью Рубенса, бывшего большим поклонником брейгелевского гения. Композиция картины очень необычна.
Смертное ложе Богородицы окружают здесь не двенадцать апостолов, как указано в апокрифах; присутствующих – гораздо больше. Это дает основание предположить, что источником для Брейгеля послужил не апокрифический текст Иоанна Богослова, а “Золотая Легенда” , по которой свидетелями смерти Богородицы были, помимо апостолов, другие ученики Христа, а также христианские мученики, чудесным образом перенесенные к смертному одру из самых разных уголков мира.
Согласно нидерландской традиции, сцена показана в современной художнику обстановке. Все предметы домашнего обихода написаны вполне реалистично. На стене висит металлическая грелка, у огня свернулась кошка, а на стоящем слева столе расставлены кувшины, тарелки и светильник.
Богородицу, отходящую в жизнь вечную, сзади освещает мистический свет, попавший сюда из апокрифа, который повествует о явлении Христа в этот момент в виде “света, исходящего от Него и излившегося над Богородицей”. Кажущаяся призрачной и нереальной фигура слева принадлежит Иоанну Богослову, автору апокрифического рассказа об успении Богородицы.
Святой апостол Петр, одетый в епископские одежды и олицетворяющий созданную Христом церковь, вкладывает в руки умирающей зажженную свечу. Распятие, лежащее перед Богородицей, убеждает нас в том, что и в свою смертную минуту Она не перестает думать о своем распятом Сыне.