В картине “Упадок Польши” Матейко видел продолжение сюжета “Проповеди Скарги”. В ее основе – реальные исторические события, произошедшие в 1773 году на сейме в Варшаве. Посол новогродской земли Тадеуш Рейтан, не желая допустить подписания документов, санкционирующих раздел Польши иностранными державами, бросился на пол, чтобы преградить собственным телом вход в Зал Сената.
Против Рейтана стоят главные виновники раздела: прячущий лицо Франтишек Ксаверий Браницкий, повелительным жестом указывающий на дверь князь Адам Понинъский и стыдливо сдерживающий его Станислав Потоцкий. На полотне Матейко представлены также лица, которые не являлись непосредственными участниками события, – Франтишек Потоцкий, в возмущении покидающий зал; чуть выше изображен в профиль бессильный король Станислав Август, он держит в руках часы, символизирующие конец его правления.
Многие критики откликнулись на появление этой работы Матейко. И не все – дружелюбно. Писатель Игнаций Крашевский заявил даже: “Это, может быть, и красивая картина, но нехорошее дело.
Не следует оскорблять труп матери”.