Картина голландского живописца Яна Вермеера “Улочка Делфта”. Размер пейзажа 54 x 44 см, холст, масло. В конце 50-х годов 17 столетия, благодаря своему творчеству и удачному вложению средств семейством Болнес, Вермеер добился достаточного экономического благополучия.
Финансовая независимость позволяла Вермееру, как художнику, писать картины по призванию души и выбирать темы работ, следуя скорее своим желаниям, нежели требованиям художественного рынка сбыта картин. В это время живописец Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи “Улочка” и “Вид города Делфта”.
Пейзаж-ведута или городской вид “Улочка Делфта”, производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника. Во-первых, собственно, изображение городского вида и действующих лиц отделено от зрителя широкой булыжной мостовой. Во-вторых изображение кирпичного фасада с вырезанными оконными проемами, напоминающими бойницы; и ступенчатого фронтона, который слева переходит в глухую стену между домами, – все это выглядит на невзыскательный взгляд явно топорно и неуклюже, хотя и находится параллельно плоскости картины.
Задней план картины опять же дополняют фронтоны и мрачные крыши других городских построек. И все же картина “Улочка Делфта”, с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь “открытия” живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия.
Существует предположение, что живописец Вермеер изобразил этот вид из окна своей мастерской, но исследователям творчества художника не удалось найти в Делфте это здание или хотя бы похожее место.