“У рояля” – первая большая картина Уистлера, работа над которой была начата в Лондоне в ноябре 1858 года, а закончена весной следующего года. На картине мы видим сестру художника Дебору и ее дочь Анну. Идея создания полотна была навеяна детскими впечатлениями Уистлера о жизни в России.
Маленькая Дебора была одаренной пианисткой и часто выступала с концертами в Петербурге.
Меланхоличное настроение картины объясняется, скорее всего, именно этими лирическими воспоминаниями о счастливом детстве. Уистлер намеревался представит картину на Салоне в 1859 году, но она была названа “слишком оригинальной” и отвергнута, однако художник Франсуа Бонвен был другого мнения, поэтому он выставляет картину Уистлера в своей парижской мастерской. Увидев эту работу, выдающийся мастер реализма Гюстав Курбе Поздравляет американца с успешным дебютом в живописи.
“У рояля” впечатляет изысканным подбором взаимодополняющих цветовых оттенков. Сложные серо-зеленый и серо-охристый цвета контрастируют с локальными пятнами: чернотой платья Деборы, белым цветом наряда ее дочери, а также красным цветом дивана. Картина написана широкими размашистыми мазками, напоминающими манеру Курбе.
Уистлера вдохновляет традиционная для живописи Востока фрагментарная композиция. Прием “усечения” висящих на заднем плане картин делает построение полотна совершенно оригинальным, в отличие от композиций реалистов, которые с той же целью – максимально расширить картинное пространство – использовали только перспективу и игру света. В картине “У рояля” можно заметить также влияние голландской живописина творчество Уистлера.
Коллекционер, который собирался купить это полотно, объяснял, что она “будет чудесно смотреться рядом с Вермеером”. Дега именно эту картину имел в виду, когда вспоминал начало своего творческого пути: “Фонтен, Уистлер и я шли одной дорогой – голландской”.