Среди пейзажистов второй половины XIX века Лев Львович Каменев остается до сих пор художником малоизученным. Многие его произведения до сего времени не выявлены. Но это не умаляет его значения и не ослабляет интереса к художнику, который имел особую творческую индивидуальность и собственный язык живописи. В пейзажах, созданных им, перед нами оживает впечатлительная душа художника-поэта, тонко чувствовавшего красоту родной природы.
Его картины привлекают изображенными мотивами, поэтичностью, располагают к созерцанию и душевной успокоенности.
Художник выступает продолжателем саврасовского пейзажа 50-х годов XIX века. Связь с А. К. Саврасовым не случайна. В 1853 году, будучи уже взрослым человеком, Л. Л. Каменев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В начале занимается под руководством К. И. Рабуса, а затем А. К. Саврасова, который сразу же отметил исключительную одаренность своего ученика.
И в 1863 году Л. Л. Каменев как сильный в живописи молодой пейзажист был послан в Германию.
За границей он провел два года. Работая в Мюнхене и Дюссельдорфе, нередко ездил в Швейцарию. Дата “1864 год” на пейзаже “У плотины” возвращает ко времени жизни художника в Германии.
Воспроизведенный натурный мотив по общему впечатлению благоустроенности и по костюмам женщин, стоящих на мостиках запруды, свидетельствует о том, что написан он за границей. Это подтверждает и тот факт, что в 1864 году Л. Л. Каменев поселяется в Касселе, чтобы поработать в Тевтобургском лесу, где природа “в чем-то напоминает русскую”. Об этом он писал И. И. Шишкину.
В пейзаже “У плотины” видны большая наблюдательность и серьезная работа на натуре. Художник изображает простой и скромный мотив. Именно простота и естественность являются характерной особенностью его пейзажей. Тихое, безоблачное небо, занимающее большую часть пейзажа, передает спокойствие и тишину. Изображенная в центре плотина, скрытая кронами деревьев, мелеющая запруда свидетельствуют об ушедшей в прошлое деятельной жизни.
Об этом напоминает и стоящий поодаль домик. В картине все живет самостоятельной жизнью и в то же время подчинено общим законам бытия.
Пейзаж наводит на мысль о переменах жизни во времени и вместе с тем рождает раздумье об извечной судьбе природы, подвластной вмешательству человека. Л. Л. Каменева можно назвать тонким и проникновенным поэтом русской природы. Он был выразителем пейзажа-настроения. Пейзажи, созданные им, не потеряли своего обаяния и в наши дни. Его картины привлекают поэтичностью и разнообразием раскрытых в них состояний природы.
Л. Гончарова, М. Ковалева, Н. Померанцева. “Костромской государственный объединенный художественный музей”. Белый город, 2002