Техника акварели – с ее возможностью достигать чистоты цвета и передавать движение – словно создана для работы в жанре лирического пейзажа. Левитан любил работать в этой технике, создав в ней удивительные произведения – такие, как “Туман. Осень” .
Увлекался он и пастелью, обратившись к этой технике в 1893 году и активно прибегая к ней на протяжении последующих лет. Привлекала ее в ней возможность оперирования крупными цветовыми плоскостями и экспериментальной компоновки различных форм.
Ярким примером левитановских пастелей может служить работа “Луг на опушке леса”, 1898 . “Лиризация” живописи предполагает некоторую внешнюю незаконченность, эскизность, а точнее – ощущение незаконченности; все это является, прежде всего, отличительной особенностью акварелей и пастелей.
В поздний период творчества Левитана, ознаменовавшийся стремлением к символизму, такая “эскизность”, опробованная – в акварельных и пастельных работах, проникла и в его живописные произведения, дав даже повод критикам упрекать автора в том, что он выставляет “неотделанные” произведения. Однако это была продуманная позиция.