Дама: отчужденно-холодная в синей душегрейке и мятом шелковом платье, алебастр открытых плеч и неестественно поднятых грудей. Уродливая прямая линия грудной клетки и живота. Высокая нескладная фигура, некрасивая и бесформенная.
Жиденькие кудельки надо лбом. Фиолетовая линия плеч. Красные кисти рук и белые локти.
На лице краски и румяна, но сказать что-то в осуждение лица трудно. Сопоставляет холодные белые линии колонн шкафа и свечей с холодной синей линией грудного переда дамы. Шелковая юбка некрасиво топорщится.
Выразительней всего уродство дамы проявляется в зеркале: повисшая нижняя губа приоткрытого глуповатого рта, подслеповатые глаза с нависшими веками, жуткий длинный нос, жалкие прядки волос, широкая шея.
Даме противопоставлены мальчик, служанка и стройная собака. Все трое в естественных движениях. В одеждах присутствуют теплые элементы: у мальчика рыжеватые волосы, красное на бедрах, на подколенных помпонах, бантах на башмаках; у служанки теплые краски на платье, руках и лице. И само лицо приятных, естественных пропорций и естественно освещенное.
Рядом с ней дама кажется длинной куклой, которую она наряжает. Мальчик же, напротив, очень стройненький: свободный верх и широкие рукава, прилегающая одежда таза, обтягивающие штаны. У него густые волосы и профиль лица приятный: смотрит вверх, красивая линия нос – губы – подбородок.
Художник его противопоставляет отталкивающему профилю дамы в зеркале. В теплых, коричнево-приглушенных тонах дан художником и толстый ковер на столе. Основание подсвечника говорит, какой должна выглядеть линия талии дамы.
Уродливость неумело украшает себя; фальшивость, искусственность только подчеркивает ее неестественность и производит отталкивающее впечатление.