Аллегория труда во всех его формах, созданная Фордом Мэдоксом Брауном, – это самое амбициозное прерафаэлитское полотно на тему современной жизни и шедевр реализма 19 века. Браун начал работать над композицией в Хэмпстеде в 1852 году, одновременно с “Прощанием с Англией” и “Осенним полднем в Англии”, трудился над холстом в течение одиннадцати лет, закончил его в 1863 году и продемонстрировал на персональной выставке в 1865.
На полотне представлен целый ряд персонажей, с которыми сопоставляется группа землекопов в центре, – и каждый из них требует неспешного, внимательного осмысления, как в викторианском романе. Позади центральной группы помещен аристократ верхом на коне. Он стоит в тени, он здесь – лишний.
Выражение его лица предполагает сочувственный интерес к социальным проблемам современности, но он слишком далек от действия, чтобы изменить мир к лучшему. Пожалуй, самая примечательная фигура – это изгой общества в крайнем левом углу картины, босоногий продавец крестовника и звездчатки: богатые викторианцы использовали их в цветочных композициях и ставили в птичьи клетки. Этот сутулый пройдоха выглядит жалко и одновременно угрожающе: он в отчаянии смотрит на мир сквозь поля своей потрепанной шляпы.
Браун описывал его как “оборванца, которого никто и никогда не учил работать”. В концепции труда ключевую роль играл гендер, в представлении Брауна женщины среднего класса безработные, или, скорее всего, их не должны видеть работающими прилюдно. Добропорядочная красавица юных лет, затенив свое лицо от солнца зонтиком, спускается по мосткам слева, не замечая трудящихся.
Позади нее внушительная дама среднего возраста занимается благотворительными делами. Если всмотреться внимательно, видно, что она раздаривает брошюры о трезвости, озаглавленные: “Рай рабочего, или Питие для жаждущих душ”. Автор смеется над этим персонажем: его симпатии на стороне мускулистого трудяги – землекопа, с кружечкой пива: этот образ перекликается с гравюрой “Улица Пива” Уильяма Хогарта, которым Браун восхищался.