Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена “Троица”, на правой – “Мадонна с младенцем”, был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время большинство исследователей отождествляет его автора с живописцем Робером Кампеном, работавшим в городе Турне. Первоначально создателя диптиха условно называли Мастером с мышеловкой, затем Мастером алтаря Мероде и, наконец, Мастером Флемальского алтаря или просто Флемальским мастером.
Последнее название возникло из ошибочного предположения, что главная работа художника была написана для аббатства Флемаль.
Эрмитажный диптих – памятник переходной эпохи, в котором новшества сочетаются с консервативными традициями прошлого. Изображение “Троицы”, символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Восседающий на троне бог отец отрешен от всего земного, преисполнен величия и торжественности.
В “Мадонне с младенцем” почти нет ничего традиционно иконописного. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Она пеленает младенца и, чтобы не беспокоить его прикосновением холодной руки, греет ладонь у камина.
Сцена проникнута поэзией тихой, будничной жизни, настроением спокойствия, домовитости и уюта. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Художник выписал мельчайшие детали и, любуясь каждой вещью, сумел передать их фактуру, объем, плотность, вес. Предметы предстают перед нами во всей осязательной конкретности: мы видим, как сверкает бронза умывальника, как туго накрахмалено белоснежное полотенце; чувствуем, как мягок мех, как выпуклы шляпки многочисленных гвоздей, скрепляющих ставни окна; мы ощущаем слабое поблескивание каменных плиток пола. Создавая диптих, Робер Кампен успешно использовал введенную в употребление Яном фан Эйком технику масляной живописи. “Троица” и “Мадонна с младенцем” отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета.
Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.