Полотно, нежное, теплое, странное – “Три возраста женщины”, написано не менее эпатажным, чем его картины, художником – модернистом Густавом Климтом в 1905 году. Впервые эти Женщины были предложены на всеобщее обозрение в 1908 году среди прочих работ автора и тут же были приобретены Римской Национальной галереей современного искусства.
Помимо интереснейшего сюжета с яркой аллегорией и олицетворением быстротечности жизни, в картине стерт эротизм в том смысле, какой вкладывал Климт в каждую особь женского пола, создавая свой собственный – третий пол климтовских созданий, эротичных, манящих, порой угловатых и несуразных.
“Три возраста женщины” описывались неоднократно и критиками, и знатоками, и зрителями, но в нюансах впечатление от просмотра было схожим – картина символична, отражает три состояния женщины, как колыбели всего человечества, здесь есть и метаморфоза перерождения, и “порча” оболочки, и скорбь об утрате прожитых лет, и наивная глупость юности, и безмятежный сон начала… Картина Климта имеет не только глубокий подтекст, она трудоемка в исполнении, сложна по технике живописи и многослойна. Помимо женского трио – ребенок, юность, старость, – в изображении завуалирован фаллический символ.
Видимо, как неотъемлемая часть зачатия жизни и продолжения рода человеческого.
Интересен подбор цветового решения каждой из ипостасей. Костлявая старость с мертвенно-бледной кожей, сухой и прозрачной до синевы вен на руках. Эти сухие волосы, рука, прикрывающая заплаканные глаза, утраченная упругость тела вперемешку с пшенично – голубой рябью морщин… Умирающая женщина – неизбежный конец бывшего начала. А вот промежуточное течение жизни – юность, молодость, свежесть в облике рыжеволосой девушки.
Она гладкая, как простыня, белая, без грубых штрихов. Сонная Она, бережет ту, что спит безмятежным младенческим сном. Молодость еще помнит детство, только-только шагнув в зрелую жизнь тонкой босою ногой.
И дитя, девочка, крошечная и незащищенная – ее тело обнажено, девственно – чисто, каким и должно быть начало новой жизни.
Три фазы человеческой жизни воплощены Климтом в живописном полотне и легко узнаваемы. Несмотря на дробление юности и старости, все циклы жизни связаны и женским началом, и спокойствием персонажей – это повествование о неизбежности и цикличности жизни и смерти, живописное и яркое. Фрагмент “Три возраста женщины” был взят для украшения аверса монеты достоинством в 50 евро 2003 года, выпущенной в Италии. Эта памятная монета из чистого золота, символична современной “низкой” оценке человеческой жизни в денежном эквиваленте, когда опыт и житейская мудрость ничего не стоят при жизни и так ценны при ее завершении.
Но за деньги не купишь жизнь, остается плакать, вспоминать и жалеть…