В 1923 году художником была написана картина “Транспорт налаживается”, вошедшая в золотой фонд советского искусства. В полотне органически сочетались традиции русского реалистического пейзажа, воспринятые Яковлевым от своих учителей по Училищу живописи, ваяния и зодчества, и новые искания молодого советского искусства. Это было подлинно новаторское произведение и по своей теме, посвященной восстановлению народного хозяйства, и по своей жизненной правдивости и убедительности, и по своему яркому образному строю.
Работа Яковлева утверждала законность и необходимость существования в советской живописи пейзажа-картины, утверждала возможность выражения в ней великой идеи социалистического переустройства советской земли, гордости за молодую республику, отстоявшую свое существование в огне гражданской войны и приступившую к мирному труду. Художник изобразил скромную железнодорожную станцию в ранний час. Дымки локомотивов, спешащие фигурки людей – все говорит о том, что после долгих лет бездействия она ожила.
Яковлев пишет перспективу убегающих вдаль железнодорожных линий и столбов электропередачи, что позволяет ему создать ощущение простора. Эти уходящие к горизонту рельсы, здания станции и депо, стоящие под парами паровозы как бы символизируют трудовую жизнь первых лет восстановительного периода. Картина отличается большой скромностью и простотой в композиционном и колористическом отношениях.
Но в ней есть то, чего не было в более ранних произведениях художника, – чувство нового в жизни, обусловившее ясность образа, стройность и строгость формального решения, которые как нельзя лучше соответствуют идейному содержанию картины, говорящему об обновленной жизни в Советской России, о неисчерпаемых творческих возможностях свободных советских людей.
Кажется, что художник намеренно ограничивает себя, чтобы не упустить главного, не нарушить настроения спокойной уверенности и сосредоточенности, царящего в картине. “Транспорт налаживается” отличает от многих предшествующих и современных ему произведений на индустриальную тему творческое, взволнованное отношение художника к действительности. Вот почему эта картина проникнута подлинной поэтичностью, вот почему простой, ничем, в сущности, не примечательный мотив обрел под кистью Яковлева такую силу и выразительность.
Эта картина – одно из ярких живописных произведений в советском искусстве 1920-х годов. Художнику удалось создать в ней типичный, обобщающий образ, проникнутый глубоким общественным содержанием. Наверное, это хорошо, когда в разруху налаживается транспорт. Борис Николаевич Яковлев, получивший после окончания физико-математического факультета Московского университета и приличное художественное образование под руководством А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, С. В. Малютина в Училище живописи, ваяния и зодчества, откликнулся на столь положительный процесс в стране своей картиной. Тема индустриального пейзажа будет популярной в советском изобразительном искусстве.
Свой вклад внес в нее и Б. Н. Яковлев, и не только уравновешенным полотном, внушающим спокойную уверенность, что дело пойдет.
Будут и другие подобные картины, хотя, видимо, с большим удовольствием художник писал традиционные пейзажи и натюрморты, часто выполненные в вангоговской манере с солидным количеством красок на холсте. Яковлев, Борис Николаевич [5 .9. 1890, Москва, – 8.12.1972, там же], советский живописец, народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР. Член КПСС с 1960.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. М. Васнецова и А. С. Степанова. Член АХРР. Преподавал во ВГИКс. Основоположник советского индустриального пейзажа. Работы Я. отличаются широкой манерой письма, пастозной фактурой.