В творческом наследии Татлина значительное место занимают контррельефы, созданные в рамках направления, изобретенного самим художником. Ярким примером детища мастера является работа “Трамвай В”.
Не картина, скорее, набор предметов, волею художественного замысла Татлина собранных в единую композицию. Что, как не творческий гений, смогло бы создать произведение искусства из грубой деревянной доски, нескольких металлических и деревянных неопознанных элементов, пары сложенных гармошкой пластин кожи и картона?
Детали работы размещены так, что рассматривающий коллаж зритель может сам построить трамвай либо его часть. Красная крюкообразная деталь с подписью “трамвай” стремительно движется к ей одной известной цели. Может быть, к элементу “В” – символу выхода ли, входа, но однозначно – побега за рамки плоскости. Эффекту движения вторят и нарочито небрежно остановленные деревянные полукружья.
О том, что совсем недавно они двигались, вращаясь и спеша, говорит дорисованная художником траектория в виде белой дуги.
Оставаясь верным себе, Татлин использует чистые цвета. Не настолько яркие, как обычно, но при этом глубокие и контрастные – зеленый, насыщенный красный, коричневый, чуть белил и сажи. Фактура деревянного полотна основы осталась нетронутой.
Нагромождение деталей мелкой и средней величины, разнородных в плане материала и формы предметов приковывают взгляд, не позволяя просмотреть работу мельком. Плавные и резкие изгибы, ломаные линии, острые углы, странные формы обращают на себя внимание и требуют основательного изучения.
Между тем, вся правильность композиции и выверенность линий в этой работе не так важна. Само появление подобного произведения, смелость мастера, показавшего его миру – и есть главный смысл этого творения.