В творчестве Николая Константиновича Рериха велик интерес мастера к редким уникальным в своем роде культурным общностям, религиозным учениям, островкам духа среди промышленного двадцатого века. Прогресс, расцвет цивилизаций тяготил художника чрезмерной урбанистичностью и бездушностью. Было слишком много техники, быта, однообразных форм и идей, что Рерих увлекается образами гор и особых людей, живущих в таинственных предгорьях этих миров.
Картина Рериха “Тибет. Гималаи” проникнута восторгом этих великих мест и мира гор. Работа написана в 1933 году в темперной манере. Для полотна характерна преимущественно холодная цветовая гамма. Большую часть пространства картины занимает изображение гималайских гор и занесенного снегом тибетского поселения, слегка освещенного лучами заходящего солнца.
Пространство неба заявлено лишь отчасти, напоминая ускользающий, теряющий свою насыщенность цвет.
Цветовая растяжка в рисунке неба начинает постепенно разрастаться от совсем светлого горизонта к более насыщенным голубым краскам. При этом художник избегает слишком ярких “царапающих” цветов, используя темперу для создания мягкого нежно-туманного неба, где лишь очень высоко-высоко можно заметить и различить легкое дыхание ветра. Гималаи представляют собой образ скалистых гигантов, от которых исходит сила и твердость камня, свет и голубовато-синяя прозрачность великих снежных вершин.
Рисунок гор схож с декоративно-орнаментальной композицией какого-нибудь яркого батика или гобелена. Одни скалистые, острые вершины белых, синеватых оттенков чередуются точно калейдоскопические варианты, когда цвета перемешиваются, образуя красивые колористические сочетания. Плотная структура гор окружает, словно допуская в свое пространство льдов и снега, резкого горного климата, небольшое, кажущееся сонным тибетское нагорное царство. Тибет, его живописный образ расположен в самом предгорье, напоминая по форме своего устройства горный силуэт или пирамидальную композицию со множеством граней.
Образ тибетских строений получился отчетливым, выразительным благодаря контрастному изображению.
Рыжевато-холодные солнечные лучи плотным потоком упираются в строения на самом верху снежного тибетского “государства”. Образ, погруженного в большие снега, Тибета являет собой древний, скрытый в тени гор и веков, мир. Мир этот едва различим и словно бы сращен с самим миром гор.
Жизнь Тибета сродни вечному существованию Гималаев. Мир этот неспешен, созерцателен, возвышенно прекрасен в своем отважном стремлении к холодному ярко-синему воздуху святого небесного мира, мира великих праведных гор.