Никола Пуссен не раз повторял, что восприятие любого произведения искусства требует напряженной работы мысли. Рассудок играет первейшую роль и в работах самого мастера. Место каждой детали в композиции продумано и выверено.
Все упорядочено и неотменимо. В этом – сила зарождающегося классицизма. Но в этом – и его слабость. Ибо подчинить искусство раз и навсегда установленным правилам можно, лишь иссушив и умертвив его. Для творческого метода Пуссена его теория была органична.
Но с течением времени она обрела черты прокрустова ложа.
Все, что выходило за ее рамки, – безжалостно отсекалось. И отсекалось, увы, именно живое. На ложе оставался “идеальный обрубок”.
Росток классицизма, взлелеянный Пуссеном, принес плоды, которые не смогли утолить жажду гармонии.