Завершив работу над “Демоном сидящим”, Врубель не расстался с Лермонтовым; судьбе было угодно продолжить диалог двух великих мастеров. В роли судьбы выступил П. Кончаловский, совладелец издательства Кушнерева. Издательство готовило иллюстрированное собрание сочинений Лермонтова, приуроченное к пятидесятилетию со дня смерти поэта, и Кончаловский предложил Врубелю принять участие в этой работе.
Врубель ответил согласием.
Более того, по настоятельной просьбе Кончаловского он стал одним из его художественных консультантов. Вместе с заказчиком, В. Серовым и А. Васнецовым Врубель определил тип издания и детали его “дизайнерского” и “содержательного” решения, непременно участвовал в оценке иллюстраций, которые приносили в редакцию художники.
К иллюстрированию лермонтовских сочинений была привлечена довольно пестрая “команда” мастеров, но все они так или иначе задавали тон в тогдашней живописи. Таким образом, Врубель оказался в самой гуще современной художественной борьбы, получив шанс “посоревноваться” с другими художниками. Это азартное “соревнование” позволяло, по мысли самого Врубеля, совершенно определенно выявить новаторскую сущность его искусства и показать, как “должен” писать человек, чутко прислушивающийся к “гулу” времени.
Но была и еще одна причина, заставившая “стихийного” Врубеля часами просиживать над листами бумаги, на которых вырастали его видения лермонтовских мифов. Иллюстрируя “Демона” , он получил возможность еще более отточить приемы, сформулированные им во время создания “Демона сидящего”, заодно уточнив свое отношение к этому герою. Другими словами, иллюстрации Врубеля к “Демону” парадоксальным образом можно рассматривать как своеобразные “этюды” и комментарии к уже написанному шедевру.