Картина “Святой Георгий и дракон” – одна из самых ярких работ Рубенса, воплощающая религиозный сюжет. Написано полотно было, когда художнику исполнилось 29 лет. Существуют две устойчивые традиции изображения Георгия Победоносца – восточная и западная.
Восточные каноны предусматривают более духовное восприятие сюжета – юноша, как правило, худощав, молод, безбород, он без всякого усилия пронзает тонким копьем схематично изображенного врага.
Такая интерпретация – это лишь наглядное напоминание известного библейского сюжета. Представленное же полотно, является ярким примером западных традиций – реалистичный сюжет, фактически осязаемые герои, яркие эмоции и неповторимая динамика. Рубенс “оживил” Святого Георгия. Зритель видит мускулистого мужчину на вздыбленном могучем коне, который занес высоко руку, чтобы сразить наповал змея-дракона.
Как всегда, живописец насытил свою картину драматизмом, в котором он видел величайшую силу, способную повлиять на религиозные чувства людей.
Почти все пространство картины занимает всадник в тяжелых доспехах и конь. Мужественное спокойное лицо Георгия, его уверенный жест – это хвала Рубенса образу идеального мужчины, защитника, героя. При этом конь ни в чем не уступает герою, они оба – стремительность, сила, порыв. Яркие насыщенные цвета, контрасты темного и светлого наделяют работу энергией, которая присуща всем его картинам с динамичным сюжетом.
Его страстный почитатель Эжен Делакруа отметил однажды, что если сравнить работы Рубенса и Веронезе или Тициана, то последние будут казаться “ужасно смирными”.