Большое полотно “Святое семейство” Помпео Батони исполнил для себя и в продолжении почти пяти лет оно хранилось в его мастерской. В 1782 году мастерскую Батони в Риме посетил наследник русского престола цесаревич Павел Петрович с супругой Марией Федоровной.
Он приобрел понравившуюся картину в подарок матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони особенности живописной манеры очень ярко проявляются в этом произведении: гладкое плотное наложение краски, нарядная звучность цвета, замечательная чистота рисунка.
Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько отвлеченны в своем совершенстве. Батони – один из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В “Святом семействе” левая группа – Иосиф, читающий Библию, и Елизавета, которая хочет взять на руки младенца, – почти жанровая.
Смягчен и колорит этой части картины.
Стол, за которым сидит Иосиф, накрыт ковром и украшен букетом, состоящим из роз и лилий. Оба цветка – символы Марии, но в то же время букет придает особый уют обстановке комнаты и сообщает законченность композиции.