Тема обращения к жизни простого народа находила широкий отклик в творчестве художников-передвижников. Каждый из них писал образы крестьянского сословия по-своему, реалистично, или идеализированно, но неизменно – с большой любовью и искренней симпатией. Крестьянские образы нашли сове место и на полотнах Константина Маковского, черпавшего вдохновение в народных сказках, быте и традициях.
Особой ностальгией по народным обычаям пронизана воспевающая седую старину картина “Святочные гадания”. На ней художник изобразил молодых девушек, собравшихся в тесной светлице и затеявших гадание на жениха.
Девушки выбрали самое подходящее время – именно период от Рождества до Крещения издавна считался самым лучшим временем для разгадки тайн будущего.
Ярко светит в окошко полная луна. В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Подушки и перины сгрудились на печи в ожидании хозяек.
Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут, исполнится их желание, или нет. Клюет петушок зерна, а девушки считают, чтоб больше двенадцати не склевал. Посчитают потом они зерна оставшиеся. Будет их четное число – сбудется задуманное, а нечетное – ждать следующего года придется.
Радостным любопытством, словно изнутри светятся девичьи лица, такие юные и такие прекрасные.
Одна из девушек сидит в стороне за столом и с грустью смотрит в глубокую чашу. Быть может, одно гадание уже позади – в чашу капали воском, и он сообщил ей нерадостную весть? Рядом в углу задремала бабушка – ее гадания остались в молодости.
Сейчас должна она следить за девицами, но старость взяла свое, одолев бабушку сном.
Несмотря на то что гадания проводятся ночью, картина наполнена ярким светом и мягкими теплыми красками. Оттенки золотистого, коричневого и рыжего будят в памяти давно ушедшую старину, с ее иконами, деревянными избами и тихо горящими свечами. Сюда хочется вернуться, ощутить домашнее тепло, уют и погадать на судьбу вместе с молодыми девчатами.